Уже почти легендарная Яна Беломоина снова делится секретами собственного вело-мастерства. На этот раз рассказывает, как развивать выносливость и технику.

Яна Беломоина — двухразовая и действующая чемпионка Европы с 2017 года. Яна завоевала Кубок мира-2017 по маунтинбайку, получила бронзовую медаль на Чемпионате мира 2015 в Андорре, на мировых соревнованиях 2013 года в кросс-кантри среди женщин до 23 лет. Также спортсменка заняла 13 место на летних Олимпийских играх 2012 года в кросс-кантри и стала призером чемпионатов мира в разные годы.

Сегодня Яна рассказывает об особенностях тренировок по маунтинбайку, важности силы, координации и скорости.

Приход в спорт

Я начала заниматься велоспортом в 11 лет. Отец привел меня в велошколу, в которой преподавал его друг. Моим первым велосипедом был «Старт-шоссе», а тренировались мы тогда на стареньких б/у-велосипедах. Тренеры следили, чтобы байки были в хорошем состоянии, но средств на приобретение новых велосипедов не было. С тех пор я катаюсь на велосипеде уже 15 лет.

Что такое маунтинбайк и кросс-кантри?

Маунтинбайк кросс-кантри — это горный вид спорта, гонки по пересеченной местности, в которых есть много подъемов и спусков с различными препятствиями. А в переводе с английского это просто горный велосипед.

Гонки продолжаются полтора часа и требуют выносливости, скорости и отточенной техники. В этом спорте важно стартовать быстро и все полтора часа не сбавлять темп.

Читай также: «Я просто много работала»: секрет успеха Яны Беломоины в гонке S1

Это также экстремальный вид спорта. Трассы очень технические — на них есть много препятствий и серьезные перепады высоты: сначала выезжаешь на крутую гору, а потом съезжаешь по экстремальному спуску. На протяжении всей гонки требуется максимальная концентрация на технических моментах, ведь малейшая ошибка может привести к падению. А каждый такой прокол — это потеря времени.

К тому же на дистанции может сломаться деталь или пробиться колесо. Тогда нужно добраться до технической зоны и потратить время на замену. А каждая секунда в гонке очень важна.

Главное в кросс-кантри — стартовать быстро и все время не сбавлять темп

Главное в кросс-кантри — стартовать быстро и все время не сбавлять темп

Источник: Red Bull

Особенности тренировок

В велоспорте мы имеем несколько тренировочных периодов — это сезон и межсезонье. Сезон начинается в феврале и заканчивается в сентябре. После этого мы отдыхаем в течение месяца, а тренировки стартуют в ноябре.

В это время мы закладываем силовую базу — занимаемся в спортзале, бегаем, прыгаем, работаем с весом и накатываем километраж на следующий сезон. В феврале у нас начинаются первые старты, а разгар сезона приходится на апрель-май.

В период межсезонья Яна занимается в спортзале

В период межсезонья Яна занимается в спортзале

Источник: Red Bull

Что и как тренировать

  1. Сила. Во время зимних тренировок мы закладываем силовой фундамент, который используем во время сезона, поэтому в зале работаем с весом и над мышцами всего тела. Делаем упражнения для ног, прыжки, тяги, развиваем верхний плечевой пояс — чтобы крепко держать руль, но достаточно раскованно чувствовать себя на велосипеде. Именно поэтому руки, пресс и спина должны быть очень сильными.
  2. Техника. В этом спорте недостаточно быть просто физически сильным. Велоспорт это на 50% выносливость и на 50% техника, поэтому мы проводим несколько собраний, на которых работаем над техникой. Иногда приглашаем на них спортсменов, занимающихся даунхиллом — скоростными спусками. На таких тренировках мы работаем исключительно над техническими элементами, скоростью и учимся преодолевать страх. Каждый раз пытаешься спуститься быстрее, и каждый раз это более экстремально и опасно.
  3. Практика. Тренироваться мы можем не только на трассах, но и просто в лесу. Например, раскапываем яму или трамплин и прыгаем на нем или же учимся прыгать через сломанное дерево. Такие моменты позволяют научиться хорошо владеть велосипедом.
  4. Выносливость. Наши тренировки на велосипедах зимой более однообразны. В основном только накатываем километраж, а тренироваться интенсивно и настраиваться на гоночный ритм начинаем ближе к соревнованиям. Во время таких тренировок можем ехать вверх до 2500-3000 метров в течение двух часов.
  5. Координация. Для нас очень важно развивать координацию. Даже в детстве тренер заставлял нас играть в настольный теннис после тренировок, потому что он хорошо влияет на реакцию и координацию.

Читай также: Велосипедистка дня: украинская чемпионка Яна Беломоина

В этом виде спорта, как и в других, травмы происходят довольно часто, ведь даже спортсмены, которые хорошо владеют велосипедом, часто падают. Трассы на гонках очень техничные, а едешь обычно в тоненькой футболке, шортах и ​​в шлеме. Поэтому каждое падение влечет за собой боль и травмы.

Во время зимних тренировок Яна Беломоина закладывает силовой фундамент

Во время зимних тренировок Яна Беломоина закладывает силовой фундамент

Источник: Red Bull

Подготовка и соревнования

На успешный результат влияет и подготовка, и то, насколько хорошо ты выучишь трассу. Нужно идеально знать каждую линию и каждый камень на дистанции. То, по какой линии ты едешь, какую траекторию выбираешь, влияет на результат, потому что важна каждая секунда. Поэтому обычно мы приезжаем за несколько дней до соревнований и изучаем трассу.

Мои любимые соревнования проходят в Андорре, где мы выступаем на высоте 2000 метров над уровнем моря.

Читай также: Яна Беломоина: 4 качества, помогающие украинке добиваться успеха в велоспорте

На этой трассе очень крутые горы и спуски. Сначала несколько минут мы едем вверх, затем преодолеваем очень резкие спуски, а потом снова поднимаемся. Для людей, которые не переносят высоту или имеют лишний вес, это довольно сложная гонка, но я в таких условиях чувствую себя очень комфортно и показываю классный результат. Вообще, мой козырь в том, что я могу очень хорошо ехать вверх, но у меня не хватает мощности показать хорошую скорость на равнине. Поэтому я знаю, что в гонках, на которых есть большие перепады высот, я буду фаворитом.

«В гонках, на которых есть большие перепады высот, я буду фаворитом», — Яна Беломоина

«В гонках, на которых есть большие перепады высот, я буду фаворитом», — Яна Беломоина

Источник: Red Bull

В велоспорте считается, что по мере взросления становишься более выносливым. Поэтому среди велосипедисток есть чемпионки до 40 лет — женщины, которые уже имеют детей, но попадают в топ-5 на кубках мира. И хотя молодые спортсменки быстрее, они не так хорошо могут поддерживать темп на протяжении всей гонки.

Читай также: Сел – не значит опозорился: как правильно преодолевать подъем на велосипеде

Однако не все трассы имеют большие перепады высоты, бывают и более равнинные технические трассы, например, на кубках мира в Канаде, Южной Африке и Швейцарии. На этих трассах как на подъемах и спусках, так и на равнинах надо ехать по камням, корням деревьев, по трамплинам. То есть каждую минуту гонки нужно быть максимально сфокусированным.

Ежегодно трассы становятся более техническими, на них появляются искусственные препятствия. Например, для Олимпийских игр в Лондоне и в Рио на открытой местности разместили искусственные препятствия для того, чтобы зрители могли видеть всю гонку. То есть это делается скорее для людей, которые приходят увидеть шоу.

«Я на горках чувствую себя комфортно и показываю классный результат», — Яна Беломоина

«Я на горках чувствую себя комфортно и показываю классный результат», — Яна Беломоина

Источник: Red Bull

Мотивация и свобода на велосипеде

Читай также: Когда впервые села, детали назови: откровенное интервью Яны Беломоины

Когда выступала на соревнованиях среди юниорок и завоевала серебро на Чемпионате мира, я почувствовала вкус победы и поняла, что мне это действительно нравится и я буду продолжать дальше профессионально заниматься маунтинбайком. Ощущение, когда ты на пьедестале и поднимается твой флаг, ни с чем не сравнить.

Вообще, я очень люблю велосипед и не представляю своей жизни без него. Даже когда несколько дней не тренируюсь, у меня появляется безумное желание просто сесть на него, проехаться по городу.

На байке я чувствую себя более комфортно и свободно. А самый кайф для меня в том, что на велосипеде могу добраться до любой точки, куда не уедет машина и не дойдет человек пешком.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK