В конце XIX — начале ХХ века производители велосипедов знали толк в красоте и практичности. Нам есть чему у них получиться.

Велосипеду в нынешнем его виде примерно 130 лет, за это время он почти не изменился. Если не считать деталей, то в первой половине ХХ века, когда велосипед рассматривался прежде всего как средство передвижения, а не спортивный снаряд, производители старались сделать свои модели как можно практичней. Пропагандист велотранспорта из Дании Микаэл Коллвил-Андерсен рассказывает у себя в блоге про самые трогательные атрибуты винтажных велосипедов. Bike&Me публикует эту историю с сокращениями.

Крючок на багажнике

Читай также: 15 самых ярких и необычных аксессуаров для вашего велосипеда

В наши дни такие крючки, предназначенные для перевозки портфелей, встречаются главным образом на винтажных фотографиях, хотя некоторые датские велосипедные бренды используют их до сих пор. Как верно замечает Колвилл-Андерсен, в наши дни, когда без ноутбука никуда, эта деталь актуальна как никогда.

Защита цепи

Зашита цепи — по-прежнему обязательный компонент городских велосипедов в Голландии и Дании, но сейчас производители подходят к их дизайну слишком прагматично. А в прошлом защита цепи могла стать едва ли не главным украшением велосипеда. Колвилл-Андерсен приводит в пример шведские велосипеды Crescent и Hermes 1950-х годов.

Сейчас защиту цепи с ажурным логотипом марки можно встретить на велосипедах датского отделения Raleigh.

Ручки на раме

Читай также: Cooper Bicycle: конструктор-велосипед, построенный из винных бочек

Такие ручки предназначены для того, чтобы велосипед было проще поднять и куда-то отнести. Здесь снова отличились шведы — ручки имеются на собственном велосипеде Коллвила-Андерсена марки Crescent 1955 года. Если велосипед выпускался без ручек, их можно было купить и прикрутить. Пример таких ручек на правом верхнем фото — это велосипед 1920-х годов из Феррары.

Динамо-фонари

Это фонари, питающиеся за счет установленной на колесо динамо-машины, которая приводится в действие вращением колеса. То есть, пока вы едете, фары исправно горят сами собой. Такие вещи изредка, но все же встречаются на современных моделях. А в целом, чаще фонари ретро-вида в наши дни питаются от обычной батарейки.

Защита для юбок

Читай также: Выбираем велотрусы: 4 совета новичку-велосипедисту

Название дает понять, что это деталь женского велосипеда. Но, как утверждает Колвилл-Андерсен, в Дании такие штуки называются «frakkeskåner» — «защита пальто». В начале ХХ века представители обоих полов носили пальто и обычно довольно длинные, так что надо было защищать их от попадания в спицы заднего колеса.

В наши дни такие аксессуары тоже встречаются, но по сравнению с вязаными моделями столетней давности в них нет души.

Резиновые насадки на руль

Колвилл-Андерсен пишет, видел такие штуки есть в Италии и нигде больше. Когда-то они были призваны защитить хромовый руль от царапин, если хозяин парковал велосипед, облокотившая его о стену какого-нибудь здания. В наши же дни у городских велосипедов есть подножка, так что контакта со стеной можно легко избежать.

Держатель для газет

Читай также: Велосипедные держатели для iPhone: 8 самых надежных

Люди, считающие, что велосипедисты не имеют права слушать во время поездки музыку или проверять телефон, будут глубоко травмированы этим некогда популярным аксессуаром. Держатели выпускались двух типов, и если первый тип был предназначен исключительно для транспортировки прессы, то второй позволял читать газету прямо на ходу.

Как пишет Колвилл-Андерсен, в уже упомянутой Ферраре он как-то видел пожилого сеньора, который именно так и ехал — не отрываясь от чтения новостей.

Щетка для втулки

Когда-то эти ершики были стандартной деталью велосипедов, но сейчас продаются главным образом в Дании и Голландии. Назначение очевидно: щетка защищает втулку колеса от грязи. В наших широтах такие аксессуары тоже явно бы не помешали.

Шильдик

Фигурный значок с логотипом производителя на раме — вещь, практического назначения не имеющая, зато красивая. Достойный объект для коллекционирования. На фотографии в левом нижнем углу как раз коллекция шильдиков из Риги.

Сейчас шильдики нередко встречаются на городских моделях велосипедов, но делают их не из стали, как в былые времена, а из более мягкого алюминия.

Звонок

Читай также: Glenmorangie Original: уникальный велосипед с ароматом виски

Понятно, что звонки никуда не делись, и в ближайшей перспективе им ничего не грозит. Китайские фабрики бесперебойно выпускают звонки всех мыслимых видов, но едва ли они могут конкурировать с винтажными моделями, которые целиком делались из металла и, снова-таки, с большой и искренней любовью.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!