В этот великий день — 9 мая, День Победы — вспоминаем, на каких велосипедах катались союзники и советские солдаты.

Советский Союз

В Красной армии велосипеды не получили широкого распространения, в отличие от войск Вермахта (про немецкие байки тут). В основном самокатчики (так называли военных велосипедистов в СССР) были в небольших подразделениях специального назначения: собаководы, связисты, пограничники и т.д. Тем не менее, поскольку велосипеды все-таки использовались в различных частях Красной армии, в 1941 году было издано специальное краткое пособие «Подготовка военных самокатчиков».

В пособии много внимания уделялось обучению езды на самокате в различных условиях. В частности там говорилось: «Подразделения военных самокатчиков составляют в настоящее время необходимый придаток к боевым частям во всех армиях мира и используются для служб связи, разведки и в качестве войск специального назначения».

Также в пособии приводился и перечень специального снаряжения для самокатчиков, в который среди всего прочего входили суспензорий (матерчатый треугольник, предназначенный для защиты половых органов во время езды на велосипеде) и дополнительный ружейный ремень.

В XXI веке эта книжка является большой библиографической редкостью, так как была издана небольшим тиражом в Ленинграде, в самом начале его блокады, и до наших дней сохранилось не так много ее экземпляров.

Самокатчики Красной армии ездили на велосипедах, выпускаемых заводами:

  • МВЗ (Москва),
  • ЗИФ (Пенза);
  • ХВЗ (Харьков);
  • BSA (Англия)
  • и, естественно, ездили на трофейных немецких велосипедах, количество которых значительно увеличилось после того, как советские войска вступили в пределы Германии.

На многих фотографиях, присылаемых советскими бойцами и офицерами домой после Победы, они красовались как раз с трофейными велосипедами.

Великобритания и США

Велосипеды «стояли на вооружении» в десантных частях и диверсионных подразделениях американцев да британцев. Как правило, парашютисты спускались с неба со складными велосипедами за спинами, а после приземления их собирали за короткое время и быстро выдвигались на позиции.

Читай также: 36/28 Postale: странный байк с колесами «нетрадиционной ориентации»

Всего в годы войны в Британии было выпущено 70 000 складных армейских велосипедов BSA (BSA AIRBORNE BICYCLE), которыми оснащались парашютные подразделения британцев и союзников. А в США всемирно-известная компания Columbia с самого начала войны производила для американских десантников складной велосипед Compax.

Американский Compax от компании Columbia

Американский Compax от компании Columbia

Читай также: Колеса Вермахта: немецкие велосипеды времен Второй мировой войны

В истории Второй мировой войны есть немало фактов успешного применения велосипедов частями специального назначения. Например, в феврале 1942 года английские диверсанты на велосипедах провели успешную операцию на немецкой радиолокационной станции. Также байки использовались канадской пехотой при вторжении на Сицилию в 1943 году. А во время высадки союзников в Нормандии летом 1944 года, в каждом подразделении коммандос, отправляемых второй волной на высадку, обязательно был взвод десантников с велосипедами BSA.

Применялись велосипеды и на тихоокеанском театре военных действий. Известен случай, когда во время осады Сингапура 20 000 японских солдат на велосипедах совершили дерзкий «велобросок» в тыл к англичанам. Застав их врасплох, они захватили гарнизон, который до этого считался неприступным.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!


Мы в социальных сетях