При этом впервые за два года пропорция велосипедистов, движущихся по дороге и по тротуару, вышла на соотношение 50/50.

Это показали результаты последнего подсчета велосипедистов, проведенного экспертами U-Cycle (ОО «Ассоциация велосипедистов Киева»). Подсчет проводился в столице осенью 2019 года и сравнивался с данными подсчета прошлого года.

Информация U-Cycle

В 2019 году мы продолжили подсчет велосипедистов в городе, который осуществляем с 2014 года. Подсчет позволил выявить динамику количества пользователей велосипеда в 2019 году по сравнению с 2018 годом и предыдущими годами. Благодаря подсчету мы также определяем:

  • куда ездят велосипедисты;
  • надевают ли они шлемы;
  • сколько из них движутся по тротуарам;
  • в какой одежде они ездят;
  • сколько среди них женщин и мужчин;
  • сколько пользователей муниципального проката NextBike;
  • сколько курьеров Uber Eats и Glovo.

Количество и динамика

Осенью 2019 на 22 основных перекрестках Киева U-Cycle (ОО «Ассоциация велосипедистов Киева») насчитала в будний день 1798 велосипедистов и в выходной день 1943 велосипедиста в течение двух часов подсчета.

Если сравнить это с осенним подсчетом в 2018 году, то динамика отрицательная в оба дня: в будний день количество велосипедистов, которые проехали на 22 перекрестках, уменьшилось на 34% (с 2732 до 1798), а в выходной — на 36% (с 3066 в 1943).

Баланс количества велосипедистов между будним и выходным в этом году составляет 8% в пользу выходного дня, и это в условиях относительно холодной погоды: средняя температура в оба дня составляла 13-16°С тепла, достаточно нетипичная погода как для сентября. В прошлом году этот баланс — 12% в пользу выходного дня.

Такую негативную динамику можно объяснить одним очевидным фактором: погодой, ведь в прошлом году подсчет проводился в условиях очень теплой погоды — 24-27°С тепла. Также в этом году при подсчете было ветрено и наблюдались временные осадки.

Гендерное распределение

Осенью в будний день на точках подсчета было замечено 8% женщин и 92% мужчин, в выходной день женщин традиционно чуть больше — 12% всех пользователей велосипеда, а мужчин, соответственно, 88%. По сравнению с осенью прошлого года наблюдаем нисходящую динамику: доля женщин снизилась на 4-5% (в 2018 году было зафиксировано 12% велосипедисток в будний и 17% велосипедисток в выходной день).

Читай также: В Киеве на перекрестке Пушкинской и Прорезной строят велопереезд из цветной брусчатки

Осенью 2019 больше всего женщин было замечено на Пешеходном мосту49 велосипедисток в выходной день, а в будний — по 14 девушек на байках проехали по Северному мосту, по Воздухофлотском путепроводу и на пересечении улиц Бальзака и Сержа Лифаря (старое название Сабурова). Для сравнения: осенью 2018 больше всего женщин насчитали на Северном мосту51 велосипедистка в будний день и 78 в выходной.

Движение по тротуарам

Подсчет позволил выявить, что в сентябре этого года 50/50 велосипедистов двигались по дороге и по тротуару в будний день. В выходной день пропорция несколько изменилась: 45% велосипедистов двигались по дороге и 55% по тротуару. По сравнению с осенью прошлого года, доля велосипедистов, которые едут вместе с машинами, возросла: в 2018 году 39% ехали по дороге в будний день и 40% — в выходной.

«Тенденция дисбаланса между теми велосипедистами, которые выбирают ехать по дороге и по тротуару, держалась на уровне примерно 40/60 уже в течение 2 лет, но этой осенью подошла к пропорции 50/50. Это может означать, что, во-первых, киевские велосипедисты и велосипедистки «профессионализировались» и начали уверенно себя чувствовать на дорогах. Во-вторых, возможно, что ездить по тротуарам стало сложнее, например, из-за неприспособленности покрытия, большего количества пешеходов и других физических препятствий для движения. Однако следует подчеркнуть, что другая половина велосипедистов в Киеве движется по тротуарам, ведь на большинстве дорог нет безопасных и комфортных условий для езды на велосипеде», подчеркивают в U-Cycle (ОО «Ассоциация велосипедистов Киева»).

Наши волонтеры также заметили, что часто, когда автомобили двигаются по полосе для общественного транспорта (например, по ул. Саксаганского) или едут очень близко к тротуару, некоторые велосипедисты выезжают на тротуар, чтобы быстрее их объехать, и стать на дороге перед автомобилями на светофоре.

Интенсивное движение по тротуару зафиксировано на Северном мосту, Пешеходном мосту, перекрестках Лифаря / Бальзака и Ахматовой / Григоренко, на Европейской площади.

Шлемы и одежда

Осенью 2019 в шлемах ездил почти каждый третий велосипедист: 35% в будний день и 29% в выходной. Наибольшее количество велосипедистов в шлемах уже традиционно зафиксировано на Пешеходном и Северном мостах.

По сравнению с осенью 2018 года доля велосипедистов в шлемах в будний день выросла на 9% по сравнению с 2018 (26%). Вероятно, это связано с увеличением количества выездов именно на дорогу — напомним: 50% велосипедистов едут по своему маршруту по дороге вместе с машинами.

Читай также: Велосипедный шлем — причина травм верхних конечностей: эксперты

Большинство (по оценкам волонтеров 60-80%) киевских велосипедистов ездят на гибридных, горных или спортивного вида велосипедах (mtb), шоссейники и городские встречаются реже, примерно в остальных 40-20% случаев. По наблюдениям волонтеров, 50/50 едут в спортивной форме и обычной удобной одежде casual.

Также мы зафиксировали по 3 велосипедиста на байках муниципального проката NextBike в будний день и в выходной дни, а также 152 курьера поставок Uber Eats и Glovo в будний день и 176 в выходной.

Самые популярные направления

Этой осенью в будний и выходной дни подсчета самыми популярными точками были Северный мост, Пешеходный мост и Европейская площадь. Меньше велосипедистов проезжали на площади Славы, на пересечении улиц Малевича и Федорова, а также Кирилловской и Юрковского.

Условия подсчета: сентябрь 2019

В 2019 году было проведено уже второй, осенний подсчет велосипедистов в будний день (25 сентября) и в выходной (21 сентября). Время для подсчетов избиралось наиболее пиковым: с 17 до 19 часов в будний день (среда) и с 12 до 14 часов в выходной день (суббота). Дни для подсчета избирались с хорошей погодой и без дождя (именно поэтому подсчет в среду, 18/09, был отменен). В среду, 25 сентября, было ясно, 14-16°С тепла, а в субботу, 21 сентября — солнечно, но ветрено, 13-15°С тепла.

Методология

Замеры проводятся ежегодно весной (май) и осенью (сентябрь) в будний (17:00-19:00) и выходной (12:00-14:00) дни на 22 точках на левом и правом берегах Киева.

Читай также: Пуща-Водица и Сырецкий гай: в Киеве обновили Маршруты здоровья

Точки подсчета традиционно избираются так, чтобы это были точки въезда в центр города из всех основных магистралей, чтобы охватить как можно большее количество велосипедистов во время, когда они едут на работу или наоборот. Также есть несколько точек подсчета у въездов в парки (например, Голосеевский, парк Муромец и т.д.).

Одна из вероятных причин снижения количества велосипедистов — плохая погода

Одна из вероятных причин снижения количества велосипедистов — плохая погода

Источник: facebook.com

Кто проводил подсчет

Подсчет осуществляют волонтеры U-Cycle (ОО «Ассоциация велосипедистов Киева») собственноручно, поскольку процесс требует внимания ко многим деталям, а не просто фиксации трафика. К сожалению, в Киеве пока нет таких видеокамер, которые могли бы полностью заменить работу наших волонтеров.

Осенью 2019 по 32 волонтера в будний и выходной дни считали велосипедистов, которые проезжали мимо них в течение двух часов. Мы благодарны волонтерам за их работу и приглашаем всех заинтересованных следить за анонсами и участвовать в следующих подсчетах весной 2020 года.

Читай также: Сколько в Киеве ездит велосипедистов: результаты подсчета U-Cycle 2019

Волонтеры, которые проводили подсчет велосипедистов в сентябре 2019: Алиса Гайовская, Анастасия Балабанова, Андрей Перетрутов, Андрей Шамрай, Антон Русинов, Вадим Денисенко, Виталий Попов, Влад Панченко, Владислав Степаненко, Владимир Ильков, Дима Беспалов, Евгений Погорелов, Иван Кулаков, Игорь Иванов, Инна Сизарова, Ирина Дворник, Константин Горяйнов, Любовь Бутковская, Максим Дорош, Марта Микуськевич, Михаил Герасименко, Михаил Глуховский, Михаил Кузнецов, Надежда Мацюк, Настя Чупина, Наталья Миняйло, Наталья Торчевская, Оксана Марюк, Оксана Мирошниченко, Александр Невский, Александр Томазов, Александра Аверина, Александра Дашко, Александра Облачная, Алексей Гаценко, Алексей Онищенко, Елена Стебелецкая, Олеся Гордиенко, Ольга Волык, Оля Духовная, Роман Улитько, Светлана Шатохина, Святослав Москаленко, Татьяна Козачишена, Тимофей Иванов , Шура Кушнир, Юрий Степаненко, Юрий Шакалов, Яна Брик, Ярослав Арешкович, Ярослав Лепявко. Координировала подсчет координатор волонтеров U-Cycle (ОО «Ассоциация велосипедистов Киева») Мария Шененко. Со сбором и анализом данных помогала социолог и член U-Cycle (ОО «Ассоциация велосипедистов Киева») Дарья Пирогова.

Также вам будет интересно почитать, почему шлем не спасает от травм конечностей, и как правильно ездить по дорогам общественного пользования в мегаполисе.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!