Самокаты раздражают всех: пешеходов, велосипедистов, автомобилистов... Запретить или создать условия?

Электросамокаты в Европе

Проблем с самокатами нет только там, где нет самих самокатов. Например, в Голландии — там ниша транспорта последней мили давно занята велосипедами. Хотя это еще не гарантирует защиты от самокатного нашествия. В Копенгагене самокаты смогли завоевать улицы всего за 6 месяцев, причем датчане часто используют их в том же режиме, что и свои велосипеды: возят на них габаритный багаж и детей в школу. А еще данный вид транспорта востребован у нетрезвых граждан: электросамокат дешевле такси, а ехать на нем легче, чем на велосипеде.

Электросамокаты на велодорожках Копенгагена

Электросамокаты на велодорожках Копенгагена

Источник: pinterest.com

Читай также: 10 правил, без которых в Украине никогда не будет нормальных велодорожек

Но главное: электросамокаты пришли в города, которые пока далеки от велосипедного рая. И их положение на дороге там еще более спорное, чем у велосипедов. Самая парадоксальная ситуация в Британии: электросамокат можно купить, но легально ездить на нем невозможно, это запрещает документ под названием 1835 Highways Act, принятый более 100 лет назад. Правда, от запретов толку мало — 35-летняя телеведущая и блогер Эмили Хартридж недавно погибла в лондонском районе Баттерси, когда ее электросамокат столкнулся с грузовиком на круговой развязке. Месяц назад первое летальное ДТП с самокатом произошло и в Париже — мужчина попал под грузовик.

В Лондоне электросамокаты запрещены, но только на бумаге

В Лондоне электросамокаты запрещены, но только на бумаге

Источник: pinterest.com

Электросамокаты в США

В США распространение электросамокатов началось с калифорнийской Санта-Моники. Зная про некоторые «дыры» в законодательстве, компания Bird просто выставила свои самокаты на улицах. Местные власти не растерялись и вчинили предпринимателям иск, взыскав с них в итоге около $300 000.

Во многих других американских городах события развивались по той же схеме: сперва самокаты появлялись на улицах, а потом уже чиновники начинали думать, что теперь с ними делать. NACTO (Национальная ассоциация транспортных чиновников, которая известна своими прогрессивными взглядами) в этих спорах стоит, скорее, на стороне властей. Там считают, что у электросамокатов есть большой потенциал, но при этом города должны сохранять контроль за своими улицами.

Читай также: Почему люди ненавидят велосипедистов: мнение писателя и блогера из США

В отличие от стран СНГ, где самокаты, пусть даже электрические, приравниваются к пешеходам, американские правила предписывают им ездить по велодорогам или проезжей части. Главная претензия к самокатчикам, что они эти правила не соблюдают и лезут на тротуар. Учитывая, что электросамокат легко разгоняется быстрее велосипеда, недовольных людей можно понять.

Электросамокаты на улицах Санта-Моники

Электросамокаты на улицах Санта-Моники

Источник: pinterest.com

Электросамокаты — транспорт опасный

Электросамокаты зарекомендовали себя как довольно опасный транспорт. Но главную угрозу самокатчики представляют не для пешеходов, а для самих себя. Самое цитируемое исследование ДТП с участием самокатов проходило в Остине (Техас) в сентябре 2018. За этот период пользователи местного проката электросамокатов совершили 936 110 поездок средней протяженностью меньше мили (1,6 км). При этом на каждые 100 000 поездок случалось 20 аварий с травмами. Чаще всего повреждения были небольшие, так что всего 14% пострадавших обращались к врачу, но 88% из них потребовалось срочное медицинское вмешательство.

Читай также: Толпой и в шлеме: 14 правил безопасной езды по городу на велосипеде

Из опросов потерпевших получается, что опасен не электросамокат как таковой, а его новизна. Треть пострадавших пользовались этим видом транспорта впервые, а 60% совершили на нем не более девяти поездок. Так что им просто не хватило сноровки, которая появляется с опытом, и ой как нужна при управлении данным транспортом — большая часть моделей развивает скорость до 25 км/ч, но есть и такие, которые разгоняются до 35 км/ч.

Вот еще интересный момент: только 10% самокатчиков пострадали из-за столкновения с машиной, зато половина из них винили в аварии дефекты дорожного покрытия.

Из-за маленьких колёс самокаты очень чувствительны к качеству дорожного покрытия

Из-за маленьких колёс самокаты очень чувствительны к качеству дорожного покрытия

Источник: pinterest.com

Причины аварий, падений и травм

Американский урбанист Ариан Хорбовец — из тех, кто списывает проблемы электросамокатов на их новизну: если пользователи велопроката в массе своей имели соответствующий опыт и раньше, то электросамокаты часто арендуют люди, никогда прежде на такой штуке не ездившие. «При этом маленькие колеса самокатов очень чувствительны к трещинам и ямам, которые велосипед проедет без особых проблем», — предупреждает он. Хорбовец знает, о чем говорит: он наездил на своем электросамокате UScooter Eco около 900 км.

Читай также: Они бесполезны: почему нарисованные велодорожки не спасают от смерти

По американским правилам, самокатчики, как и велосипедисты, должны ехать в правом ряду, поближе к тротуару. Но именно там, как пишет Хорбовец, их подстерегают все мыслимые опасности — мусор, ямы, трещины, запавшие водосточные решетки и так далее. Именно поэтому они перемещаются на тротуары.

Ариан Хорбовец. Списывает проблемы электросамокатов на их новизну

Ариан Хорбовец. Списывает проблемы электросамокатов на их новизну

Источник: pinterest.com

Борьба с электросамокатами в Париже

В столице Франции с поездками на электросамокатах по тротуару решили бороться, установив штраф в 135 евро, а за парковку, мешающую проходу пешеходов, придется заплатить еще 35. Но Париж, по крайней мере, активно строит велодороги, так что у самокатчиков есть безопасная альтернатива поездке среди машин.

Читай также: Велодорожки, за которые проектировщикам надо дать в глаз

У нас все наоборот — ПДД требуют ездить на электросамокатах исключительно по тротуарам. А все потому, что такого понятия как электросамокат в правилах в принципе нет, так что их приравнивают к пешеходам. Строго говоря, им нельзя даже на велодорожки. Хотя многие об этом, возможно, даже не догадываются.

Неаккуратная парковка самокатов в Париже карается штрафом

Неаккуратная парковка самокатов в Париже карается штрафом

Источник: pinterest.com

Что в итоге

При всей разнице в нормативах, результат мы получаем примерно такой же, как во всем остальном мире: пешеходы недовольны новыми соседями, а кривая ДТП с участием самокатов идет вверх.

Читай также: Ученые: развитая велосипедная инфраструктура спасает до 10 000 жизней в год

Как ни назови самокаты, в городах, построенных вокруг автомобиля, у них нет своего полноценного места. Невозможно утрамбовать транспортное средство XXI века в систему, сложившуюся в середине ХХ. Нужно менять саму систему. А пока самокатчикам стоит рассчитывать только на себя — и быть поосторожней. В принципе, как и велосипедистам у нас в стране.

Согласно ПДД Украины, на самокате надо ездить только по тротуару

Согласно ПДД Украины, на самокате надо ездить только по тротуару

Источник: pinterest.com

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!