Защитники прав автомобилистов волнуются, что скоро их насильно пересадят на велосипеды. И не зря! Методы уже известны.

Если серьезно, то журналисты The Guardian нашли целых 10 способов стимулировать поездки на велосипеде. Среди них есть и кнут, и пряник, и совсем экзотические затеи вроде руля с шипами. Читайте подробности.

Бесплатные велосипеды

Учитывая пользу велосипедов для экономики и окружающей среды, почему бы не раздавать их людям бесплатно? Идея не то чтобы новая: в 1960-е годы в Голландии анархическая группа Provo расставила на улицах Амстердама 10 000 велосипедов.

Активисты подсчитали, что себестоимость километра на велосипеде составляет примерно 10% того, что тратит местный муниципалитет на пассажиро-километр в общественном транспорте. И решили, что пользоваться их велосипедами люди должны бесплатно.

Продолжалось это веселье недолго — велосипеды быстро разворовали, хотя Джон Леннон и Йоко Оно успели вдоволь с ними попозировать.

Читай также: 5 самых удобных городов мира для велосипедистов

После того как человечество изобрело велопрокат в его нынешнем виде, эксперимент продолжился. Например, в австралийской Аделаиде прокат работает бесплатно не только для местных жителей, но и для туристов. В британском Бирмингеме на бесплатный абонемент могут претендовать жители бедных районов. А в шведском Гетеборге правительство раздает велосипеды гражданам, которые в обмен на подарок обещают реже ездить на машине.

Provo — активисты, расставившие в Голландии в 1960-х 10 000 велосипедов

Provo — активисты, расставившие в Голландии в 1960-х 10 000 велосипедов

Источник: pinterest.com

«Сусанинские» маршруты для машин

В 1977 году голландский Гронинген за одну ночь изменил свою транспортную систему. Город поделили на несколько сегментов и запретили прямой проезд между ними — только по внешней кольцевой дороге. Правда, только для машин. Остальным же позволили передвигаться без ограничений.

В результате автомобильные поездки стали настолько неудобными, что люди начали ездить на велосипеде. Причем даже в тех случаях, когда везли большой груз типа мебели.

В 1977 году голландский Гронинген за одну ночь превратился в город для велосипедистов

В 1977 году голландский Гронинген за одну ночь превратился в город для велосипедистов

Источник: pinterest.com

Жесткое ограничение скорости

Далеко не везде можно полностью прогнать машины с улиц — это создаст неудобства для людей с ограниченными физическими возможностями и помешает доставке товара в магазины. А вот ограничить скорость автомобилей до 30 км/ч можно во многих местах. Но будет ли от этого толк?

Опыт британского Портсмута, где скорость 30 км/ч установлена на 94% улиц, и Бристоля, где такая скорость введена в отдельных местах, показывает:

  • ограничение влияет как на субъективное восприятие, так и на объективную статистику безопасности движения.

В результате люди ходят пешком или садятся на велосипед. Главное тут — не просто развесить знаки с камерами, а спроектировать улицу так, чтобы превышать скорость стало несподручно. Поддержанию низкой скорости способствуют лежачие полицейские, мощение камнем, узкие полосы и спрямленные повороты.

В британском Портсмуте скорость 30 км/ч установлена на 94% улиц

В британском Портсмуте скорость 30 км/ч установлена на 94% улиц

Источник: pinterest.com

Презумпция вины для водителей

В Голландии в случае ДТП виновным по определению считается водитель: ему придется сильно постараться, чтобы доказать обратное. Это придумано для того, чтобы защитить самых уязвимых — пешеходов и велосипедистов. Предполагается, что человек за рулем должен сделать все от него возможное, чтобы избежать столкновения. Иными словами: не уверен в своих силах — тогда за руль не садись.

Антидверинг

Читай также: Здоровье и безопасность: почему европейские города выбирают велосипед

Люди хотят ездить на велосипеде, но побаиваются. Это статистический факт. К примеру, в Британии почти половина взрослого населения соглашается с тем, что ездить по загруженным машинами улицам страшно. В той же Британии — 700 ДТП с пострадавшими велосипедистами и 2 со смертельным исходом приходятся на долю «дверинга»: когда виной всему есть резко открытая дверь машины. В Чикаго пятая часть ДТП с велосипедистами — тоже результат дверинга.

В Голландии давно нашли способ с этим бороться. Еще в автошколе водителей учат открывать дверь машины левой рукой. Этот маневр заставляет развернуться в сторону окна — так у автомобилиста гораздо больше шансов заметить приближающийся велосипед. Начиная с ноября 2019, этому начнут учить будущих водителей и в Британии.

В Британии 700 ДТП с пострадавшими велосипедистами приходятся на долю «дверинга»

В Британии 700 ДТП с пострадавшими велосипедистами приходятся на долю «дверинга»

Источник: pinterest.com

Отказ от субсидий на парковку

Американский профессор Дональд Шуп считает, что общество щедро субсидирует поездки на автомобилях. Например, цена «бесплатной» парковки включается в цены на товары, услуги и налоговые платежи. В своем бестселлере «Высокая цена бесплатной парковки», опубликованном в 2005 году, и недавней книге «Парковка в большом городе» Шуп утверждает:

  • такие субсидии способствуют тому, что люди чаще ездят на машине.

В Калифорнии с подачи ученого был принят закон, требующий, чтобы компании, оплачивающие парковку для сотрудников, предлагали сопоставимые деньги тем, кто на машине не ездит, таким образом стимулируя поездки на велосипеде и общественном транспорте.

Правда, пока этот закон практически не работает. Так, сотрудник компании Sony studio в Санта-Монике Гари Кавана обратился с аналогичной инициативой в местный отдел кадров. Тут-то и выяснилось, что в штате уже есть соответствующий закон, просто никто не следит за его исполнением.

С тех пор активист получает за отказ от автомобиля $120 ежемесячно. Довольно быстро у него появились единомышленники, в том числе, среди коллег, которые прежде на велосипеде вообще не ездили.

Професор Шуп на велосипеде в Париже

Професор Шуп на велосипеде в Париже

Источник: pinterest.com

Дни без авто

Может ли разовая акция что-то изменить в долгосрочной перспективе? Сторонники считают, что это дает людям возможность оценить, насколько приятным может быть город, жизнь в котором не крутится вокруг машин. Есть, например, мнение, что именно дни без автомобиля, проводившиеся в 1970-е годы, превратили Голландию в страну велосипедов.

Читай также: Я люблю тебя, Париж: 10 самых велосипедных городов мира

Сейчас дни без автомобиля проходят во всех уголках планеты, включая такие загруженные транспортом города как Джакарта и Ченджу. В Европе планку задает Париж, где раз в год для машин закрывают все пространство между площадью Нации и Триумфальной аркой. В Лондоне аналогов этому масштабному мероприятию нет, но на одно воскресенье в году здесь закрывают для проезда 50 улиц в разных частях города.

В Париже раз в год для машин закрывают все между площадью Нации и Триумфальной аркой

В Париже раз в год для машин закрывают все между площадью Нации и Триумфальной аркой

Источник: pinterest.com

Велосипед как транспорт последней мили

В Оксфорде, Йорке и Кембридже практикуется схема под названием park and pedal — паркуйся и езжай на велосипеде. Автомобилистам, приезжающим из пригородов, предлагают бесплатно оставить машину на перехватывающей парковке, а дальше ехать на велосипеде.

В Севилье схожий сервис предлагается пассажирам общественного транспорта. Они могут бесплатно арендовать велосипед, чтобы добраться на нем до конечной цели своей поездки. Главное, вернуть его на станцию до полуночи.

Park and pedal — паркуйся и езжай на велосипеде

Park and pedal — паркуйся и езжай на велосипеде

Источник: pinterest.com

Премии для велосипедистов

В некоторых странах пытаются стимулировать поездки на велосипеде, предлагая за это своего рода премии. Сел на велосипед — получи деньги. В 2019 году в Нидерландах запустили программу, в рамках которой работодатели могли платить свои сотрудниками по 19 евроцентов за каждый велокилометр дороги на работу или обратно.

Похожая схема есть и в Милане, а одна из компаний в городе Кристчерч в Новой Зеландии платит своим работникам по 5 местных долларов в день за отказ от машины.

Поощрения могли бы выплачиваться и на муниципальном уровне, ведь велосипедисты помогают городу бороться с пробками и реже берут больничный — сплошная польза для экономики. Но, к сожалению, сама по себе эта мера не слишком эффективна. Пряник — это хорошо, но без кнута тоже никуда. Поэтому переходим к следующему пункту.

Машины без тормозов и руль с шипами

Читай также: Мы вам за это заплатим: 4 финансовых стимула пересадить людей на велосипеды

В 1970-е годы правительство Австралии обязало водителей и пассажиров пристегиваться ремнями безопасности. Сразу после этого кривая ДТП с участием пешеходов взлетела вверх. Предполагается, что водители почувствовали себя в большей безопасности, начали ездить быстрее и не так аккуратно. Что спасает одних, убивает других.

Американский экономист Гордон Таллок считает, что на руле машины в обязательном порядке должны быть шипы, чтобы водители не забывали:

  • любая оплошность может привести к смертельным последствиям.

А экономист Сэнди Айкеда предлагает в целях повышения безопасности движения запретить тормоза. Для начала — в рамках эксперимента.

Шипы в рулях — чтобы водители не забывали: любая оплошность может привести к смертельным последствиям

Шипы в рулях — чтобы водители не забывали: любая оплошность может привести к смертельным последствиям

Источник: pinterest.com

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!