Как Амстердаму удалось стать одним из лучших велосипедных городов мира? Отвечает проектировщик из США и университетский профессор Норман Гаррик.

Норман провел в Амстердаме несколько недель и теперь делится своими впечатлениями. Далее — речь от первого лица, от имени профессора.

С точки зрения иностранцев, Амстердам выглядит как страна чудес, не имеющая ничего общего с остальными городами мира. Голландцам удалось сформировать одну из самых эффективных транспортных систем — удобную, безопасную, экологичную, тихую и относительно недорогую.

Создание такой системы требует серьезных усилий, включая планирование, регулирование и наличие политической воли. Только после того, как провел несколько недель в Амстердаме, я понял нюансы этой системы и осознал, насколько сложной задачей является ее внедрение в ткань автоцентричных городов.

Читай также: 5 лучших велосипедов для города по версии Bicycling

Для того, чтобы велосипед стал самым популярным средством передвижения в городе, придется серьезно пересмотреть свое отношение к транспорту. В течение последних 60 лет политики, инженеры и проектировщики Амстердама методом проб и ошибок строили город, где доминируют велосипеды. Созданная ими система включает 5 основных признаков. Убери один из них, и все развалится.

Над велосипедизацией Амстердама власти города трудятся 60+ лет

Над велосипедизацией Амстердама власти города трудятся 60+ лет

Источник: pinterest.com

1. Все улицы открыты для велосипедистов

В большинстве городов мира велосипедная инфраструктура покрывает лишь малую часть улиц. В Амстердаме же карта велодорожек и карта города совпадают. Практическими на каждой улице есть велосипедная инфраструктура того или иного типа. В Амстердаме вам, скорее, понадобится специальная автомобильная карта, чем карта велодорожек, поскольку далеко не везде можно проехать на машине.

2. Выделенные велодорожки вместо велосипедных полос

В Амстердаме велосипедам редко приходится делить пространство с машинами. На улицах с активным движением организованы выделенные велодорожки, приподнятые над проезжей частью. Понятно, что нарисовать велополосу проще и дешевле, но именно полноценные дорожки дают пользователям больше уверенности.

3. Улицы без автомобилей

Читай также: 5 самых удобных городов мира для велосипедистов

С некоторых пор в Амстердаме стали устраивать улицы, которые там называют «woonerfs». В США они известны как «complete streets». В качестве примера можно привести улицу Plantage Middenlaan. Когда-то здесь существовали велодорожки, трамвай, проезжая часть для автомобилей и тротуары. Теперь машин здесь нет, только трамвайные пути, поросшие травой, велодорога, тротуары и много зелени.

В Амстердаме существуют улицы без автомобилей

В Амстердаме существуют улицы без автомобилей

Источник: pinterest.com

4. Низкая скорость машин

В Амстердаме в зависимости от типа улицы скорость машин ограничена 50 или 30 км/ч. И это не вопрос законопослушания, скоростной режим заложен в дизайн улиц. Для успокоения трафика используются все доступные средства:

  • мощение камнем;
  • «лежачие полицейские»;
  • сужение улиц;
  • приподнятые пешеходные переходы.

Перекрестки между основными и второстепенными улицами на велодорожках приподняты, так что люди на велосипедах не испытывают никаких неудобств. В то же время эти приподнятые участки заставляют водителей сбавлять скорость.

Не удивительно, что в Амстердаме крайне редко случаются ДТП со смертельным исходом — два случая на 100 000 человек. Это в половину меньше, чем 20 лет назад, и на две трети меньше, чем 30 лет назад.

5. Безопасные перекрестки

Читай также: Безопасная езда на велосипеде в городе: 10 советов новичкам

Спроектировать перекресток, где пересекаются машины и велосипеды — не самая простая задача. Во многих городах с ней не справляются. А в Амстердаме все просто: перекрестки проектируют так, чтобы у людей на велосипедах вопросов не возникало. К примеру, здесь предусмотрена возможность безопасного поворота налево с помощью специальных велосипедных светофоров.

Отказ от привычных схем в транспортном планировании приводит к тому, что люди все реже садятся за руль.

В Амстердаме все делают для того, чтобы люди как можно реже садились за руль авто

В Амстердаме все делают для того, чтобы люди как можно реже садились за руль авто

Источник: pinterest.com

Немного статистики

Амстердам не всегда был таким велодружественным. Все, что мы видим сегодня, это результат «разворота города» на 180° в 1970-е годы. В 1990 году 38% поездок там приходилось на частные автомобили. Сегодня — всего 24%. Отказ от привычных схем в транспортном планировании приводит к тому, что люди все реже садятся за руль. Автомобилям отводится меньше места, а это ведет к дальнейшему снижению числа автомобильных поездок и так далее. Высвободившееся пространство делает город приятней — место прежних парковок занимают площади, где всегда много людей.

Не все так идеально

Читай также: Я люблю тебя, Париж: 10 самых велосипедных городов мира

Самое потрясающее, что амстердамские инженеры и проектировщики всегда готовы к экспериментам. Система не идеальна, иногда в ней случаются проблемы. Одна из них — моторизованный транспорт, имеющий право ездить по велодорогам. Это разного рода скутеры, что-то вроде мини-машин и фургончиков, приводимых в движение сегвеями. У меня соседство с этими транспортными средствами всякий раз вызывало легкую панику, но возможно, в будущем году все изменится — правительство страны рассматривает запрет на выезд моторизованных транспортных средств на велодороги.

В Амстердаме хотят запретить моторизованным средствам ездить по велодорогам

В Амстердаме хотят запретить моторизованным средствам ездить по велодорогам

Источник: pinterest.com

Авторский эпилог

Мне как иностранцу интересно наблюдать за тем, как эволюционирует город. Любопытно, каковы лимиты велосипедизации — удастся ли городу довести число велопоездок до 60% и больше? Любопытно также, как изменится Амстердам с появлением автономных машин. Сейчас водителям приходится активно взаимодействовать с пешеходами и велосипедистами. Смогут ли автономные машины вписаться в эту систему?

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!