Хоть Дания — государство благополучное, но велосипеды там все равно воруют. Кто, как, и зачем — рассказывает эксперт Микаэл Колвилл-Андерсен.

Одна из причин, почему люди в Украине не ездят на велосипедах (например, на работу), — страх, что байк украдут. Не лишено смысла, ведь даже в самых богатых и «цивилизованных» странах законопослушность граждан имеет свои «пределы». Особенно если это Дания и речь заходит о велосипедах.

Директор Copenhagenize Design Company Микаэл Колвилл-Андерсен в своей книжке Copenhagenize рассказал, как обстоят дела с воровством велосипедов в столице ДанииКопенгагене. И вот краткий пересказ этой истории.

В воровстве велосипедов сознались 20% датчан в возрасте 18-19 лет

Каждый год в Копенгагене воруют 18 000 велосипедов. Одно время датчане верили, что всему виной банды из Восточной Европы — якобы они «тащат» чужие велосипеды, чтобы увезти к себе на родину и там выгодно продать.

Но тяжелые байки с прямой посадкой, на которых передвигается большинство жителей и гостей Копенгагена, — не самый ходовой товар в странах с плохо развитой велоинфраструктурой. Так зачем же их воровать и кто это делает?

Кто ворует — статистика

Правда заключается в том, что чаще всего велосипеды в Копенгагене воруют местные жители. Это люди, которым срочно понадобился велосипед, и они не видят ничего криминального в том, чтобы «позаимствовать» его на ближайшей велопарковке.

Читай также: Без пробок, злости и скандалов: как выглядит вело-час пик в Копенгагене

В Дании регулярно проводятся опросы на тему «Случалось ли вам украсть велосипед?». Очевидно, что не каждый воришка захочет в этом признаться, пусть даже анонимно. И тем не менее в ходе одного из последних опросов в воровстве велосипедов сознались:

  • 20% датчан в возрасте 18-19 лет;
  • 8% среди 30-39-летних;
  • 2,4% людей в возрасте 60-74 лет.

В Копенгагене украсть велосипед — для большинства это «нормально»

В Копенгагене украсть велосипед — для большинства это «нормально»

Источник: pinterest.com

15-летние ребята из благополучных семей не считают, что воровать велосипед — плохо

Колвилл-Андерсен расспросил своего сына-тинейджера, как его одноклассники относятся к воровству велосипедов. Оказалось, что большинство 15-летних ребят из благополучных семей не считают это зазорным. При том, что они едва ли позволят себе взять чужой мобильник или что-то подобное — это не шпана, а хорошие законопослушные дети.

Читай также: BitLock: велосипедный замок на Bluetooth без кнопок и паролей

Сам Колвилл-Андерсен в какой-то момент последовал примеру товарища и завел себе отдельный велосипед для вылазок в бары — с прямой посадкой и низкой рамой, слегка ржавый, но вполне крепкий. Он никогда его не пристегивал (в Копенгагене это вполне обычное дело) и ездил на нем два года, пока однажды, вывалившись из бара в четыре утра, не обнаружил, что велосипеда и след простыл. Кому-то он оказался нужнее.

Защитная маскировка

Дания — одна из самых благополучных стран. Датчан регулярно признают самым счастливым народом на свете. Здесь практически победили коррупцию, а датская модель общественного устройства — образец социальной справедливости. Но все это не мешает жителям Копенгагена регулярно воровать друг у друга велосипеды.

Поэтому покупая новый велосипед, люди нарочно обклеивают его стикерами или вешают на руль корзинку поуродливее — чтобы не выделяться и не провоцировать воришек.

Пропал велосипед — не значит, что его украли. Возможно, он кому-то «срочно понадобился»

Пропал велосипед — не значит, что его украли. Возможно, он кому-то «срочно понадобился»

Источник: pinterest.com

«Производственная» статистика

Колвилл-Андерсен объясняет легкое отношение к воровству велосипедов огромным их количеством. В Дании живут 5,77 миллионов человек. Ежегодно в стране утилизируют 400 тысяч старых велосипедов, на смену которым приходят 500 тысяч новых.

Таким образом каждые 10 лет поголовье датских велосипедов увеличивается на миллион штук. Муниципальные власти так от этого устали, что нынче ведут настоящую войну с брошенными велосипедами. Почему так?

Потому что люди привязывают велосипед к парковке, чтобы больше никогда за ним не вернуться. Брошенные байки повсюду: не только на городских парковках, но и во внутренних дворах жилых домов. Ужас. Велосипедное «наводнение»...

Читай также: Дыхни в трубочку: инновационный замок для выпивших велосипедистов

Колвилл-Андерсен рассказывает, что в их доме заведено избавляться от них дважды в год, и что каждый раз число бесхозных велосипедов составляет штук пятнадцать. Свинтить седло или позаимствовать корзинку у такого велосипеда — дело обычное, хотя и не вполне законное. У каждого байка вообще-то есть хозяин — либо это человек, либо страховая компания. Но это никого не останавливает.

Каждые 10 лет поголовье датских велосипедов увеличивается на 1 000 000 штук

Каждые 10 лет поголовье датских велосипедов увеличивается на 1 000 000 штук

Источник: pinterest.com

Итоги

Читай также: Велосипедный замок: 3 самых надежных варианта

Популярность велосипеда как транспорта в Дании получила забавный и довольно неожиданный побочный эффект. А именно: датчане считают общественным достоянием не только велоинфаструктуру и возможность с удобством и безопасно передвигаться на велосипеде, но сами велосипеды. Поэтому весь многомиллионный велопарк Дании негласно находится в общем пользовании.

Так что если однажды, выйдя из бара в Копенгагене (или любом другом городе Дании) обнаружите, что вашего байка нет на месте, то… не переживайте. Пристегивайте его хорошим велосипедным замком — и воришки, вероятнее всего, не станут возиться  с вашим байком: украдут то, что попроще.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!