На другую часть земного шара с помощью этого велосипедного тоннеля не добраться. А вот в соседний город — одной левой.

История тоннеля

Тоннель длиной 275 метров, пролегающий на глубине 12 метров под рекой Тайн задумали еще до Второй мировой, а начали строить лишь в 1947 году. Он должен был соединить два индустриальных городкаДжароу и Хаудон. До этого местным жителям приходилось либо ждать парома, либо делать большой крюк, чтобы добраться до ближайшего моста. Тоннель открылся в 1951 году, ежедневно им пользовались 18-20 тысяч человек. Большинство из них работали на местных верфях.

Читай также: Самый длинный велосипедный мост в мире

Спуститься в тоннель люди могли на эскалаторах (они до сих пор считаются самыми длинными в мире) или на лифте. Доля велосипедных поездок в Британии в те годы составляла 25%, поэтому, чтобы никто никому не мешал, тоннель поделили на две части:

  1. велосипедную шириной 3,7 метра;
  2. пешеходную, которая была чуть уже — 3,2 метра.

Спустя 16 лет рядом появился еще один тоннель, автомобильный, но он был платным, а с пешеходов и велосипедистов денег не брали.

Вход в тоннель со строны Хаудона

Вход в тоннель со строны Хаудона

Источник: pinterest.com

Велопешеходный тоннель. История воскрешения

В 2000-м году тоннель под рекой Тайн внесли в список исторического наследия, но популярность его к тому моменту сильно упала: предприятия, ради которых он был построен, закрылись. Да и большинство местных жителей обзавелись автомобилями... Но поскольку никакой альтернативы для пешеходов и велосипедистов с начала 1950-х годов в этих местах так не по появилось, тоннель решили сохранить и отреставрировать.

Читай также: Мы вам за это заплатим: 4 финансовых стимула пересадить людей на велосипеды

Ремонт, который обошелся в 16 млн фунтов, начался в 2013 году и был закончен в августе 2019. Все это время велосипедисты и пешеходы могли перебраться с берега на берег на маршрутках, которые пустили по автомобильному тоннелю. Во время реконструкции из тоннеля убрали вредный асбест, а 2 из 4-х деревянных эскалаторов заменили более удобными стеклянными наклонными лифтами (правда, у них не очень большая вместимость, всего 6 человек за рейс). Оставшиеся 2 законсервировали и снабдили подсветкой.

Под рекой проходит граница двух графств — это место обозначено на стене тоннеля

Под рекой проходит граница двух графств — это место обозначено на стене тоннеля

Источник: pinterest.com

Читай также: Garda by Bike: самая дорогая велосипедная дорожка в мире

Старый кафель на стенах старались, где можно, сохранить, а утраченные фрагменты заменили точно такой же современной плиткой. Аналогично поступили с полами — строители сняли и переустановили 2 630 оригинальных плит, а разбитые заменили репликами. Для изготовления стеновых панелей в холлах привлекли компанию Formica, которая делала панели для тоннеля 70 лет назад.

Процесс переукладки напольной плитки

Процесс переукладки напольной плитки

Источник: pinterest.com

Гордость Туманного Альбиона

Читай также: The Great Trail: велосипедный маршрут длиною 24 000 км

Обновленный тоннель стал частью национальной велосети и, как считают в Британии, — это один из лучших образцов велоинфрастуктуры в стране. И, конечно же, прекрасный пример заботы об историческом наследии. Как тоннель выглядит сегодня — смотрите в следующем ролике:

Галерея

О том, как строили тоннель после Второй мировой, реставрировали в нынешнее время + фото его нынешнего состояния — все в следующей галерее:

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!