Эти правила нужно постоянно помнить при строительстве велодорог и в целом проектировании велоинфраструктуры. Именно так и сделали в Ванкувере. И что получилось?

В Ванкувере уверены: правильная велоинфрастуктура подходит для людей разных возрастов и возможностей. Поэтому там и разработали 10 правил, как этого добиться.

Ванкувер хочет стать лучшим велогородом Северной Америки. Здесь уже есть 450 км велодорог, и это дает свои плоды — за последние 5 лет доля велосипедных поездок выросла с 6,6% до 11,9%.

Что дальше? Количество должно переходить в качество. Чтобы доля велосипедных поездок продолжала расти, инфраструктура должна быть удобной и безопасной для всех людей, независимо от их возраста или физической подготовки. Именно это и легло в основу концепции ААА, all ages and abilities. Она представляет свод из 10-ти правил, к которым надо стремиться при строительстве велодорожек.

Читай также: 13 правил безопасности, которые должен соблюдать каждый велосипедист

  • Но: нынешняя велоинфрастуктура Ванкувера соответствует принципам ААА далеко не всегда. Местные проектировщики обещают, что к 2020 году до нужной кондиции доведут треть местных велодорог. Представляете, какой это резерв для роста!

Часть принципов ААА распространяется только на отдельные виды велодорог, другие — универсальные. Давайте же посмотрим, что именно предлагают ванкуверские проектировщики.

Инфраструктура должна быть удобной-безопасной для всех. И пожилых, и нетренированных

Инфраструктура должна быть удобной-безопасной для всех. И пожилых, и нетренированных

Источник: pinterest.com

1. Инфраструктура должна быть удобной для всех

Некоторые виды инфраструктуры годятся только для людей, привыкших ездить бок-о-бок с автомобилями. Например, стрелки с изображением велосипеда на асфальте (так называемые шар-роуз) или нарисованные краской велополосы. Другие виды инфраструктуры подходят тем, кто хотел бы ездить на велосипеде, но опасается за свою безопасность. Это велодорожки вне улично-дорожной сети (например, в парках и других зеленых зонах), выделенные велодороги и маршруты на тихих локальных улицах.

Чтобы обеспечить соблюдение принципов ААА, проектировщики должны либо поддерживать на улице низкий уровень автомобильного трафика, либо физически отделить велодорогу от машин.

2. Трафик — на уровне не более 500 авто в день

При этом объем трафика в часы пик не должен превышать 50 машин в час. Тогда проезжающийся по улице велосипедист будет встречать в среднем не более одной машины на квартал. А чем меньше они встречаются, тем реже риск ДТП.

Читай также: Ученые: развитая велосипедная инфраструктура спасает до 10 000 жизней в год

На улицах с более активным движением рекомендуется применять методы успокоения трафика. В отдельных случаях улица, по которой проезжают 1000 машин в день (100 машин в час пик) тоже может быть признана ААА — но только после детального анализа скоростного режима, интенсивности использования парковочных мест и возможностей для безопасного обгона.

Если на улице невозможно снизить объем автомобильного трафика, надо физически отделять велоинфрастуктуру от проезжей части.

Коротко о том, что происходит в час пик на дорогах мегаполисов Украины

Коротко о том, что происходит в час пик на дорогах мегаполисов Украины

Источник: YouTube

3. Медианная скорость машин — не больше 30 км/ч

Невысокая скорость означает, что водителю проще заметить велосипедиста и затормозить в случае опасности. Риск тяжелых последствий при столкновении тоже будет значительно ниже. На локальных улицах со смешанным движением скорость должна быть официально ограничена 30 км/ч, а проектировщикам следует предусмотреть меры успокоения трафика, чтобы это правило четко соблюдалось.

4. Ширина дороги — с местом для маневра

Ширина улицы должна иметь место для безопасных маневров: чтобы велосипедист мог разъехаться со встречным автомобилем, а два едущих рядом велосипедиста — разминутся с еще одним велосипедистом, едущих им на встречу. При этом велосипедисты не должны оказаться в зоне открывания дверей. Соблюсти эти требования позволяет улица шириной 8 метров с парковкой по одной стороне или 10 метров с двухсторонней парковкой. При этом надо учитывать, что слишком широкая проезжая часть, хотя и обеспечивают большую свободу движения, может провоцировать водителей на превышение скорости.

Читай также: Как изменилась инфраструктура Киева за 2018 год

Если на улице мало машин, а оборот парковочных мест низкий, ее можно признать соответствующей стандартам ААА при ширине 9 метров и двухсторонней парковке или при ширите 7 метров и парковке с одной стороны. А при заполнении парковки менее, чем на 40%, разрешено делать парковочные места с двух сторон на 8-метровой улице.

Нормальная велодорожка должна иметь достаточно места для маневра

Нормальная велодорожка должна иметь достаточно места для маневра

Источник: pinterest.com

5. Ширина велодорожки должна позволять обгон

Велодорожка должна быть достаточно широкой для безопасного обгона, а также для того, чтобы два человека могли ехать по ней бок-о-бок. Там должно хватать места для каргобайков и для тех, кто перемещается на роликах и самокатах. Минимально необходимая для обгона ширина односторонней велодороги — 2 метра, но критерии ААА предполагают ширину 2,5 метра. А для двухсторонней велодороги — как минимум 3 метра. Важно: речь идет о рабочей ширине, никаких фонарных столбов и прочих посторонних предметов там быть не должно.

Читай также: Виды велосипедов, их названия и предназначение

На улицах с низким велотрафиком при необходимости допускаются более узкие велодорожки и наоборот: если там проезжает больше 7500 велосипедов в день, под одностороннюю велодорожку надо отвести 3 места, а под двухстороннюю — 4,5 метра.

Типичный каргобайк, которыми завалены улицы городов с развитой инфраструктурой

Типичный каргобайк, которыми завалены улицы городов с развитой инфраструктурой

Источник: pinterest.com

6. Хорошее освещение на всей длине маршрута

Освещение по свей длине велодорожки должно быть адекватным, это повышает безопасность, особенно в темные зимние месяцы и в плохую погоду. Правда, какой именно уровень считать адекватным, в Ванкувере пока не договорились, это вопрос дальнейших исследований.

Рекреационные маршруты без освещения могут считаться ААА в дневные часы. Но если они используются и в транспортных целях, там надо ставить фонари.

7. Разделять потоки пешеходов и велосипедистов

Велосипедисты обычно не возражают против смешанных вело-пешеходных дорожек, но пешеходы часто не разделяют их энтузиазм, особенно если маршрут оживленный. Риск столкновения на таких дорожках действительно выше.

Читай также: Велодорожки, за которые проектировщикам надо дать в глаз

Уже имеющиеся смешанные дорожки разрешается признать ААА, но при этом стоит оценить, насколько велика там потребность в разделении потоков. В новых дорогах пешеходов и велосипедистов надо разделять в любом случае. В зависимости от ситуации, для разграничения можно использовать бордюры, малые архитектурные формы или даже краску.

Потоки пешеходов и велосипедистов должны быть разделены

Потоки пешеходов и велосипедистов должны быть разделены

Источник: pinterest.com

8. Ровное и гладкое покрытие велодорожек

Опыт Нидерландов показывает, что лучше всего делать покрытие велодорожек из асфальта или бетона. Неровные покрытия, вызывающие вибрацию, повышают риск падений, поэтому их надо избегать, особенно, в местах, где часто ездят пожилые люди.

Стандарт ААА допускает использование бетонной плитки, текстурированных покрытий или мелкого гравия на площадях и в парках, если это продиктовано особенностями их дизайна.

9. Избегать улиц с градиентом выше 3%

Крутые подъемы — серьезное испытание для детей, пожилых, начинающих велосипедистов и людей с ограниченными возможностями. При наклоне не более 4% люди в массе своей способны держать скорость 10 км/ч, которая необходима для стабильного баланса. Исследования также показывают, что длительная поездка с подъемом 3% может вызывать серьезные затруднения. При наклоне 4-8% многим, чтобы удержаться на велосипеде, приходится вилять. А если горка еще круче — то и спешиваться.

Читай также: Они бесполезны: почему нарисованные велодорожки не спасают от смерти

При строительстве новых мостов и рамп следует держать подъем в пределах 3%, в крайнем случае — 5%. На улицах с выраженным рельефом принципы ААА допускают подъем 5% на коротких расстояниях, 5-7% — на расстоянии в пределах 500 метров, 7-8% — в переделах 150 метров, и не более 30 метров с подъемом больше 8%.

При таком, а также при наклоне 5% и больше стоит предусмотреть площадки для отдыха через каждые 100 метров. Надо также учитывать, что люди, едущие по такой горке вниз, будут двигаться быстрее обычного, поэтому надо позаботиться о хорошей видимости и других мерах безопасности.

Проектировщикам также надо изучить возможность альтернативного маршрута. Крутые подъемы должны быть отмечены на велосипедных картах.

При проектировании велодорожки нужно избегать улиц с градиентом 3% и круче

При проектировании велодорожки нужно избегать улиц с градиентом 3% и круче

Источник: pinterest.com

10. «Перекрестки, на которых не бывает конфликтов»

Дизайн перекрестков обеспечивает безопасность всех участников движения, он должен минимизировать конфликты между моторизованным транспортом, велосипедистам и пешеходами. Достигается это за счет хорошей видимости, четко расставленных приоритетов, возможности зрительного контакта. При этом дизайн должен быть интуитивным. Выдвинутая стоп-линия для велосипедистов, краска в месте пересечения машин и велосипедов, разделение светофорных фаз — все это инструменты для создания перекрестка, соответствующего стандартам ААА.

Читай также: Построена велодорожка из солнечных панелей, которая окупится через 15 лет

На улице с тремя больше полосами движения для автомобилей необходимо ставить светофоры, при этом желательно, чтобы для велосипедов зеленый сигнал загорался чуть раньше. На перекрасках с двумя и более полосами движения должны быть островки безопасности либо светофоры. На улицах местного значения по стандартам ААА должен быть обозначен приоритет велосипедистов.

Правильно спроектированные — перекрестки, на которых не бывает конфликтов

Правильно спроектированные — перекрестки, на которых не бывает конфликтов

Источник: pinterest.com

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!