Современный спортивный велосипед трудно представить без переключателей скоростей. А когда-то такое запрещалось. И это только начало списка.

Новые материалы при производстве колес и рам

Алюминий

Впервые алюминиевые обода на велосипеде использовал гонщик Антонин Майне в 1934 году на гонке Тур де Франс. Обода были с центральной полой секцией, чтобы усилить отверстия под ниппель — устанавливалась специальная вставка. За счет общего малого веса велосипеда гонщик получал преимущество перед конкурентами.

Организаторы Тур де Франс не сильно приветствовали различные новшества, поэтому алюминиевые обода не были разрешены. Команде из Франции пришлось хитрить — и они раскрасили обода под дерево, предварительно приклеив трубки к ободу. Дюралюминий в те времена еще был хрупким и обода часто ломались, но начало было положено.

Следующим компонентом велосипеда, где применение алюминия стало решающим, является рама. Новые марки сплавов из алюминия позволили совместить малый вес с большой прочностью. Также применению этого материала при изготовлении рам способствовало развитие технологий сварки алюминия.

Углеродное волокно

Читай также: Карбоновые космолеты Colnago на Bike Expo 2019

В конце 1990-х годов появился еще один революционный материал — карбон, вытеснивший из профессионального велоспорта алюминий. В 1999 году Лэнс Армстронг выиграл Тур де Франс на велосипеде Trek со многими компонентами, изготовленными из карбона. Удивлял вес велосипеда — 6.8 кг, байк при этом отличался увеличенной жесткостью и надежностью конструкции.

Международная организация велосипедистов ввела ограничения на минимальный вес велосипедов, в результате чего гонщикам приходилось делать их более тяжелыми — чтобы не быть дисквалифицированными.

Вернемся к Великому Лэнсу. К 1999-му году. К Тур де Франс. Есть видео, передающее все страдания гонщика на пути к победе. В нем есть и карбоновый Trek Армстронга. Смотрите:

Трансмиссия велосипеда

В 1912 году была придумана механическая многоскоростная трансмиссия. Ее изобретение во многом повлияло на среднюю скорость велогонок, хотя до 1937 года ее использование было запрещено на основных велогонках мира.

Немного дат:

  • 1912 изобретена механическая многоскоростная трансмиссия;
  • 1937 механическую многоскоростную трансмиссию после долгих лет запрета разрешили использовать на велогонке Тур де Франс, с ее помощью Роджер Лапьеби победил соперников, имея среднюю скорость на 1 км/ч больше;
  • 1951 компания Campagnolo выпустила Gran Sport – переключатель скоростей, идея которого используется и по сей день;
  • 1952 великий велогонщик Фаусто Коппи, используя Gran Sport на своем велосипеде, выиграл с отрывом в 27 минут 28 секунд Тур де Франс;
  • 1979 профессиональным велогонщикам были предложены 7-скоростные трещотки, что позволяло эффективней использовать передачи, затем появились и 10-скоростные трещотки.

Переключатель Campagnolo Gran Sport, навсегда изменивший велоспорт

Переключатель Campagnolo Gran Sport, навсегда изменивший велоспорт

Источник: pinterest.com

Появление и применение эксцентрика

Читай также: 7 технологий, с которыми жизнь велосипедиста станет легче и красивее

Появлению эксцентрика способствовало развитие первых механических трансмиссий на велосипеде. Тогда, чтобы переключить передачу, необходимо было открутить и снять колесо, затем, перекинув цепь на другую звезду снова установить колесо на место. Для этого требовалось много времени, особенно на горных этапах, где температура воздуха падала ниже нуля.

Решение проблемы предложил Туллио Кампаньоло — велогонщик, а в последствии президент компании Campagnolo. В 1930-м году он запатентовал придуманный им же эксцентриковый зажим, позволявший практически мгновенно снять колесо с велосипеда.

Итальянец Рафаэль Пако в 1931 году победил на пяти этапах Тур де Франс, используя эксцентриковый зажим. Сейчас на велосипедах установлены автоматические переключатели скоростей и эксцентрик используется для быстрой смены колеса при проколе.

Если вы никогда не видели эксцентрик в глаза и не знаете, как им пользоваться, тогда для вас следующий ролик:

Туклипсы и контактные педали

Читай также: Контактные педали: что это такое и для чего они нужны

Туклипсы — приспособление на педалях велосипеда, позволяющее с помощью ремней жестко фиксировать ногу на педали. Появлению туклипсов способствовала потребность увеличить эффективность педалирования и коэффициент полезного действия при езде на велосипеде. Их применение позволило использовать другие мышцы велосипедиста при педалировании:

  • не только нажатие педали вниз, но и подтягивание ее вверх.

Следующим этапом в развитии кругового педалирования стало изобретение контактных педалей, где применяется специальный замок, жестко фиксирующий обувь с шипом на подошве велосипедиста к педали. В данный момент все профессиональные велогонщики используют контактные педали.

Детальнее о том, что это за «чудо-педали», рассказывает герой следующего видео:

Аэродинамика

Серьезно к аэродинамике в велоспорте стали относиться в начале 1980-х годов. Для французского гонщика Бернарда Ино изготовили велосипед «Gitan»:

  • со специальной аэродинамической рулевой трубой;
  • плоскими спицами;
  • скрытыми тросами управления трансмиссией и тормозами.

После внедрения новинок его средняя скорость увеличилась на 1 км/ч.

Читай также: 7 лучших аэро-велосипедов 2019 по версии редакции Cycling Weekly

В 1989 году американский велосипедист Грег Лемонд на финише одного из этапов Тур де Франс отыграл 50 секунд у впереди идущего гонщика. На велосипеде Грега Лемонда был установлен триатлоновый руль, поддерживающий локти гонщика, а на голове — аэродинамический шлем. Специалисты сочли эти два нововведения одними из главных причин победы Грега Лемонда.

На многодневных велогонках эти новшества не особенно влияют на общий результат, а на разделочных этапах разница заметна. В соревнованиях на треке применение аэродинамических технологий дает более значимые результаты.

Детальнее о том, как аэродинамика влияет на результат + наглядные примеры — в следующем видео:

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!