У него были педали, он был легко бронирован и даже стрелял. Но в случае вражеской атаки этот велосипед-танк «Хана» от Mitsubishi превращался в груду хлама.

Велосипед-танк «Хана» от Mitsubishi. Предыстория

Начало Японско-китайской войны в 1937 году, которая впоследствии стала частью Второй мировой войны, спровоцировало в Японии дефицит материалов для танковой промышленности. Практически все ресурсы были направлены для удовлетворения запросов военно-морских и воздушных сил. Тогда создали более дешевый вариант боевой машины — велотанк от Mitsubishi.

После вторжения в Китай потребность в танках и бронемашинах значительно возросла. Здесь на руку сыграл психологический фактор — японцы обнаружили, что китайские военные, как только замечают танк, разбегаются без всякого сопротивления.

Читай также: Советские, американские и британские велосипеды Второй мировой войны

В 1938 году, учитывая условия китайского фронта, японское командование разработало план создания пехотного танка. Это должна быть машина, оснащенная гусеницами, которая внешне напоминает танк, вооруженная пулеметами и защищенная легкой броней. Это заказ немедленно передали компании Mitsubishi.

За разработку проекта взялся молодой инженер Масамунэ Анно. Он обдумал много вариантов создания такой машины из дешевых материалов и предложил замечательное решение.

Японский пулеметный велосипедный танк «Хана тип 98» (одна из модификаций)

Японский пулеметный велосипедный танк «Хана тип 98» (одна из модификаций)

Источник: pinterest.com

Конструкция велотанка «Хана» от Mitsubishi

За основу для танка компания взяла обычные велосипеды, оснащенные четырьмя колесами. Каркас — обшит фанерой, наверху — поворотная башня. Велосипедные колеса были шире и больше в диаметре, чем обычные. Они также были закрыты фанерными дисками, кроме того, на них надевали резиновую или брезентовую ленту, которая имитировала танковые гусеницы.

Читай также: Колеса Вермахта: немецкие велосипеды времен Второй мировой войны

Велосипедист-водитель управлял передней парой колес, а пулеметчик, сидевший за водителем, управлял установленным в башне пулеметом. Кроме них, в так называемой кабине был еще и третий военный, помощник, который мог в случае необходимости подменить кого-то из двух.

Передняя часть корпуса и башни была обшита сталью толщиной 4 миллиметра, этого было достаточно для защиты от осколков. В общем коробка и форма велотанка имитировала боевую машину французской фирмы Renault.

Велотанк получил в Японии название «Хана», что в переводе значит «цветок». Первые образцы для испытания в боевых условиях поступили японским военным в 1939 году.

Первые образцы «Хана» поступили японским военным в 1939 году

Первые образцы «Хана» поступили японским военным в 1939 году

Источник: pinterest.com

Недостатки велотанка «Хана» от Mitsubishi

  1. Крайне низкая проходимость и небольшая скорость передвижения. Часто пехотинцам, сопровождавшим танк, приходилось его подталкивать для того, чтобы водитель смог начать движение.
  2. Недостаточная броня. Пули и осколки часто пробивали фанеру, нанося ранения экипажу.
  3. Ходовое качество. Военные нередко снимали с колес брезентовые гусеницы для того, чтобы улучшить ходовые качества танка.

Читай также: 10 самых чокнутых велосипедов в истории человечества

После первых боев, которые показали все недостатки боевой машины, инженер Масамунэ провел модернизацию конструкции. Он сделал двойные колеса, усилил раму, укрепил броню и усовершенствовал трансмиссию, благодаря чему удалось увеличить скорость.

Новые велотанки впервые приняли участие в советско-японской битве на реке Халхин-Гол 3 июля 1939 года. Они тогда сопровождали основные силы.

Атаку японских войск успешно отбили, а модернизированные танки — артиллерия расстреляла. Бронебойные снаряды прошивали такие машины насквозь, а фугасные — превращали их в груду хлама.

Детальнее о том, что это был за вело-танк, смотрите в следующем ролике:

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!